Честно убив два дня на составление книжного списка, вынуждена признаться себе, что читательский год был так себе. В 2018 я прочла почти 150 книг, запомнила штук тридцать, полюбила десяток. Было очень мало текстов, которые бы бомбанули, как, например, Сальников в прошлом году. Вышла — и разочаровала — новая Кейт Аткинсон; нового романа про Джексона Броуди жду теперь с особым трепетом. Каннингем весь прочитан и дальше молчит, негодяй. Фрэнк Маккорт. мое главное сокровище этого года, давно умер. Умер, не дождавшись Нобелевской премии, и Филип Рот. С другой стороны, Роулинг наконец дописала Lethal White. Вышли новые Берньер и Коу. Открыла для себя Салли Руни и сберегла ее второй роман на следующий год, вдруг он тоже окажется постным. Прослушала больше 50 аудиокниг (пометила их в списке буквой А, вдруг кому-то пригодится), спасибо Сторителу за неожиданную экономию. На фоне нового интереса к античным сюжетам перечитала древних греков и вспомнила лекции несравненной Гаяны Галустовны. Прочла непривычно много нон-фикшна, почти весь очень хороший. Про многие книги писала подробно в “Мистере Дарси” (https://t.me/mrdarcyandballs), но и тут постаралась не подкачать. 

Что ж, погнали. Как говорится, лучшее из драгоценного:

  1. Angela’s Ashes by Frank McCourt (A; P) — трагикомические, полные сияющей нежности, юмора и мрачных подробностей воспоминания о полуголодном ирландском детстве, когда бабушка вместо угощения отвешивает тумаков, родители спят на втором этаже, “в Италии”, потому что там печка, а отец знает сто сказаний про Кухулина и не знает, как не пропивать свою скудную зарплату. Фрэнк Маккорт написал “Прах Анджелы”, когда ему было 68, и в одночасье стал большой американской знаменитостью. Возможно, случись это чуть раньше,  нам осталось бы не три книги, а десяток. С другой стороны, у нас не было бы Teacher Man. Все свои книжки Маккорт начитал сам, и это отдельный восторг. Например, все песни он ПОЕТ. С другой стороны, книга такая классная, что следом за аудио я купила и прочла ее и на бумаге и не стеснялась цитировать всем подряд. Прочтите, пожалуйста; она как раз вышла в прошлом году по-русски, но аудио в оригинале я все равно советую сильнее всего.
  2. Unnatural Causes by Dr Richard Shepherd (A; NF) — мемуары главного патологоанатома Великобритании, который участвовал в расследовании уличных убийств, устанавливал причины загадочных смертей одиноких старушек в холодных квартирах, собирал по кускам жертв 11 сентября и теракта на Бали, лично отвечал за посмертную экспертизу тела принцессы Дианы. Эта невероятно интересная книга написана с огромным профессионализмом и без тени фирменного врачебного юмора, а аудиоверсию автор читает не хуже Стивена Фрая. 
  3. Teacher Man by Frank McCourt (A) — Фрэнк Маккорт объясняет, почему не написал свою первую книгу раньше. Спойлер — он учил английскому балбесов в малоблагополучных средних школах, парикмахеров в ПТУ, пожарных на курсах повышения квалификации. И смех, и слезы, оторваться невозможно; я ненароком подсадила на нее половину своих студентов.
  4. Conversations with Friends by Sally Rooney (A; P) — книга про двух двадцатилетних подруг перепахала меня вдоль и поперек. Одна — поэтесса и анархистка, другая — тихая девочка на вторых ролях, которая вдруг влюбилась. Это ужасно честная история про то, как непросто взрослеть, да и, по-честному, стоит ли; такой аналог сериала Girls на бумаге. Еще один текст, который я прочла два раза подряд.
  5. Lions by Bonnie Nadzam — роман про крохотный вымирающий американский городок, роман-мираж, роман про вечное медленное лето и пыль времен на ресницах, роман про мечты, которые, возможно, и не должны никуда приводить. Офигенный.
  6. “Картина мира” Кристины Бейкер Клайн — еще одна книга про замедленную жизнь в степи, или что делать, когда твои родственники любят бесплатную работу по хозяйству, а ты не очень владеешь своим телом и не можешь дать им с ноги. Книга, которая привела меня в МОМА к Christina’s World Эндрю Уайетта.
  7. The Sympathizer by Viet Thanh Nguyen — Пулитцеровские лауреаты подводят меня крайне редко. Один вьетнамец собрался с духом и решил стать американцем, а потом оказалось, что только духа тут недостаточно. Книга про (национальную) идентичность и взрыв на кладбище.
  8. Midnight in the Garden of Good and Evil by John Berendt (A; NF) — офигенный нон-фикшен про Атланту, штат Джорджия, и ее реальных жителей, эксцентричности и самоуверенности которых могла бы позавидовать сама Скарлетт О’Хара. Есть фильм с Джоном Кьюсаком. Смешно, что самого крутого персонажа, по кличке Шабли, играет реальная Шабли, а я такая посмотрела и подумала — ну нееет, Шабли была гораздо круче!
  9. Goodbye, Vitamin by Rachel Khong — от девушки лет тридцати уходит жених, а ее отец параллельно уходит в деменцию, и она возвращается в родительский дом с разбитым сердцем, разбитым планом на жизнь и парочкой коробок, чтобы ухаживать за папой и приводить в порядок свои — и чужие — воспоминания и чувства. Это героини Салли Руни через десять лет.
  10. Becoming by Michelle Obama (A; NF) — автобиография бывшей первой леди, спокойные и интересные, и совсем без следа сверкающих ботфортов Баленсьяга. Мишель пишет, как последовательно выбирала между семьей и карьерой, как пыталась совмещать, как расставляла приоритеты, как отправляла дочь на выпускной, а за ней кавалькаду охранников. Очень понравились.
  11. The Stupidest Angel: A Heartwarming Tale of Christmas Terror by Christopher Moore — лучшее рождественское чтение. Новый год в маленьком американском городке: ангелы, качки, экзальтированные женщины и зомби.
  12. The First Bad Man by Miranda July (A) — Джулай совершенно на голову ебанутая, но ужасно лиричная и грустная ровно так, как я люблю. Одна из самых сильных сцен рождения ребенка, какую я помню, но очень много секса на грани порнографии, имейте в виду и не советуйте студентам (как я; процитирую Монеточку — извините, родители).
  13. Fever Dream by Samantha Schweblin — победитель Tournament of Books-2018, книга аргентинской писательницы о том, как в ребенка вселился дьявол, а в урожай — токсичные отходы, и поди разбери, что было первее. Очень страшно, на самом деле.
  14. ‘Tis: a Memoir by Frank McCourt (A) — после душещипательного разговора с Франциском Ассизским юный Фрэнки переезжает на заработки в Америку, где его ждет все то же самое: бедность, прыщи, конъюнктивит, разгрузка вагонов, английская литература и даже влюбленность, для разнообразия.
  15. The Beginner’s Goodbye by Anne Tyler (A) — что за год без Энн Тайлер, правда ведь? “Дилетантское прощание” — это книга о любви не “за что”, а “просто так”, о наших недостатках и несовершенствах, которые всегда — в глазах смотрящего, в том числе и на себя в зеркало. Энн Тайлер не поможет справиться с утратой любимого человека, но приголубит и даже, о боги, расскажет, о чем нельзя говорить на свидании с врачом.
  16. The Leviathan by Joseph Roth — я не узнала бы об Йозефе Роте, если бы не предложила студенткам самим выбрать домашнее чтение. Эта новелла австрийского писателя, в которого будто бы вселился Чехов, всех нас привела в восторг. Жил да был в маленьком городке торговец кораллами, который очень любил море и верил в волшебную силу своих бусин, а потом в соседнем маленьком городке появился пройдоха, что вздумал обманывать простодушных рыбаков поддельными побрякушками.
  17. Lamb: The Gospel According to Biff, Christ’s Childhood Pal by Christopher Moore (A) — Кристофер Мур очень смешной, а Биф — очень отважный и находчивый. 
  18. Lethal White by Robert Galbraith — самый ожидаемый детектив года, и не зря. Смешались кони, протезы и чопорные высокородные англичане с дебильными прозвищами. Робин вышла замуж, и теперь все время выходит из себя.
  19. Norse Mythology by Neil Gaiman (A) — да, я не читала в детстве скандинавские саги! и в универе не читала! все ради того, чтобы мне их почитал Нил Гейман.
  20. Coraline by Neil Gaiman (А) — кто-то жалуется, что им черный-черный дом и черная-черная комната с родителями, у которых глаза-пуговицы — не страшно, а вот мне страшно в самый раз. 
  21. The Stranger’s Child by Alan Hollinghurst — как один чувак выебал половину симпатичных пацанов Кэмбриджа, а свой самый удачный стих посвятил, шутки ради, сестрице одного из них. Потом случилась первая мировая и преждевременная кончина, чувак совершает какой-то миниподвиг и становится в один примерно ряд с Байроном, современные литературоведы бьются над загадкой “Двух акров”, а лицемерие и снобизм переживут вообще все стихи на свете.
  22. The Ghost by Robert Harris (A) — лучший триллер. Профессионального литературного негра в обстановке строжайшей секретности нанимают, чтобы написать автобиографию бывшего премьер-министра Великобритании. Точнее, дописать, а то тут его предшественник сходил вдруг искупаться в бурном океане и почему-то не выплыл.
  23. And Then There Were None by Agatha Christie (A) — “Десять негритят” уже много лет называется именно так, а очарование — все то же.
  24. Art Matters by Neil Gaiman (A; NF) — буду теперь насильно подсовывать всем гуманитариям, охающим и ахающим в стиле “почему я не выучился на программиста”.
  25. “Человек, который принял жену за шляпу” Оливера Сакса (NF) — а это — филологам, интересующимся психолингвистикой.
  26. “Письма 1877-1892 года” А.П. Чехова — а это — всем, кто считает, что обсуждать тяжелое финансовое положение — это не комильфо.

Остановимся на минутку записать эти чудесные книжки в наши блокнотики и отдельно посмотрим на нон-фикшн:

  1. “Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского” Александра Пиперски — как работают искусственные языки, плюс занимательные факты и задачки для пытливых умов.
  2. Love x Style x Life by Garance Dore — что носить, чтобы сойти за парижанку, и как мимикрировать в Нью-Йорке. Картинки симпатичные.
  3. “Не жизнь, а сказка” Алены Долецкой (А) — кому, как не королеве отечественного глянца, травить байки о становлении русского шоу-бизнеса, но главы о Юрии Никулине и мышах на даче мне понравились даже больше.
  4. Dressed Up for a Riot: Misadventures in Putin’s Moscow by Michael Idov — говорят, персонажи медиатусовки не читают, а сканируют эту книжку на наличие собственного имени. Я к тусовке отношения не имею; посканировала Волобуева. Когда уже Роман Олегович книжку напишет, кстати?
  5. “Женщины и власть. Манифест” Мэри Бирд — «отповедь Телемаха матери, посмевшей открыть рот на людях, слишком часто звучит и в XXI веке» — главный рефрен этой маленькой прокламации; если вы хоть немного в теме, она не расскажет вам много нового о стеклянном потолке, праве (любого, даже слишком высокого!) голоса и снисходительной реакции общества на женские инициативы, если нет — это хороший способ начать работать над собой.
  6. The Culture Map: Breaking Through the Invisible Boundaries of Global Business by Erin Meyer — прочти я эту книжку раньше, может, не читала бы Гарри Поттера в сентябре (шокирующие подробности ниже).
  7. Whiskey in a Teacup: What Growing Up in the South Taught Me About Life, Love & Baking Biscuits by Reese Witherspoon (A) — если мама вам мало говорила, что гостей не встречают с пустым холодильником, на праздники стелят накрахмаленную скатерть, а в самолете не летают в трениках, Риз Уизерспун вас научит. Понравился совет подписывать все бумажные фотографии полным ФИО и датой: может, вы еще вспомните, что за “мы с моим зайчиком на каникулах”, а вот ваши праправнуки — уже вряд ли.
  8. Endurance: Shackleton’s Incredible Voyage by Alfred Lansing (A) — мы плыли, плыли, плыли, потом столкнулись со льдиной, потом наступил пиздец, но мы съели всех своих собак и справились. Мамочки, как я ненавижу зиму.
  9. The Cost of Living by Deborah Levy (A) — писательница средних лет разводится с мужем, уезжает из уютного дома в тесную квартиру и осваивает велосипед. Оказывается, для пиздеца не обязательно сталкиваться со льдиной, а съесть собаку в данном случае не факт, что поможет.
  10. Educated by Tara Westover (A) — кого только не берут в Оксфорд, ну ты подумай. Даже дочерей агрессивных ретроградов без свидетельства о рождении.
  11. Born a Crime: Stories From a South African Childhood by Trevor Noah (A) — неудовлетворительно. Много ржаки, мало толку. Ну, герой любит мамочку, это, конечно, похвально, но не познавательно.
  12. Fear: Trump at the White House by Bob Woodward (A) — политический блокбастер про обезьяну с гранатой.
  13. Leonardo da Vinci by Walter Isaacson — очень попсово; бросила на середине и про гений Леонардо так ничего и не узнала.
  14. Balanchine’s Tchaikovsky: Conversations with Balanchine on His Life, Ballet and Music by Solomon Volkov — прочла, чтобы подготовиться к сезону в “Нью-Йорк Сити Балет”; узнала, что Баланчин подтрунивал над привычкой американцев не выходить из дома, не узнав прогноза погоды. Эх, посмотрел бы он сейчас на нас.
  15. “Большой театр. Культура и политика. Новая история” Соломона Волкова — больше истории, чем культуры; больше политики, чем истории; больше оперы, чем балета, если вдруг вас это заботит. Редактору не помешало бы прошерстить текст на предмет эмигрантской грамматики, в конструкциях в модальными глаголами особенно заметно.
  16. “Потусторонние встречи” Вадима Гаевского — очень, очень, очень много воды. Может, сойдет, если кто-то будет читать вам вслух напевным голосом.
  17. “Память крови. Автобиография” Марты Грэм — в быту называю это издание “Память крови (из глаз)”. Допустим, Грэм на старости лет окончательно поехала умом и заебенила нам не автобиографию, а горстку эклектичных воспоминаний пополам с художественным преувеличением. как бы Грэм ни выжила из ума, когда писала эту книжку, переводчик добавил в текст столько тупости, что больше трех абзацев за раз прочитать не представляется возможным вообще. Ад кромешный.
  18. “Жизнь в балете: Семейные хроники Плисецких и Мессереров” Азария Плисецкого — так, Грэм позволено писать путаные воспоминания, потому что она была гением, а вот “Азарик” мог бы не пытаться въехать на горбу сестры в историю.

Теперь к по-честному выдуманному. Снова хорошее:

  1. “Когда я был настоящим” Тома Маккарти — е-е-е, постмодернизм жив! У одного чувака обсессия — реконструировать реальность. В мельчайших деталях, с сотней актеров, по сотне раз, благо, деньги у него есть. Как водится, довольно быстро теряется понимание, кто что имитирует. Очень здорово.
  2. Of Mice and Men by John Steinbeck — Стейнбек писал о дурачках до того, как это стало модно, и, конечно, у него получалось выдрать ваше сердце с кровью примерно тремя фразами и двумя кроликами.
  3. A General Theory of Oblivion by Jose Eduardo Agualusa — одна дама вышла замуж и уехала в Анголу, а там вдруг погромы и революция, и она не придумала ничего лучше, чем замуроваться на тридцать лет в своей уютной квартирке. Все было понятно, пока ей на балкон вместо голубя не прилетел пацан разбойничьего вида и настроения. Идеально, если весь Маркес и латиноамериканская трилогия Берньера у вас уже прочитана.
  4. History of the Rain by Niall Williams (A) — “The History of Ireland in two words: Ah well. <…> In the Aeneid Virgil tells it as Sunt lacrimae rerum, which in Robert Fitzgerald’s translation means ‘They weep for how the world goes’, which is more eloquent than Ah well but means the same thing.” Загадочно и, видимо, неизлечимо больная девушка Рут рассказывает об истории своей семьи и библиотеки, как водится, начиная от Кухулана. Женский голос в пару к Маккорту, чтобы узнать все о загадочной ирландской душе, любви к сказаниям, любви к книгам, любви к людям, любви к зеленому и синему без края и конца.
  5. French Exit by Patrick deWitt (A) — Патрик деВитт — один из моих любимых современных писателей, абсурдный и прекрасный. Респектабельная и эксцентричная нью-йоркская дама узнает, что почивший муж растратил все ее миллиарды, и вместе с покорным маменьке великовозрастным сыном и котом, в которого, предположительно, вселилась душа покойного прохиндея, едет в Париж немного развеяться.
  6. Mythos: the Greek Myths Retold by Stephen Fry (A) — ничего нового о греческих мифах не узнаете, зато получите кучу инсайтов об английском произношении греческих имен плюс немного занимательных этимологических открытий.
  7. Rising Sun by Michael Crichton (A) — приятно старомодный политико-экономический триллер про Японию, которая завалила США своими товарами! и побеждает всех по уровням производства! так и вообще, того и гляди, захватит мир! причем с помощью видеокассет. Есть фильм 1993 года с Шоном Коннери.
  8. Conclave by Robert Harris — Папа умер, давайте срочно выбирать нового. Ой, а кардиналы-то, оказывается, не очень сговорчивые ребята. Не знаю, сколько там правды про организацию конклава, но написано захватывающе. Правда, финальный твист я бы все-таки опустила. 
  9. Giovanni’s Room by James Baldwin (A) — call me by your name здорового человека, который умеет писать, а не только лить нектар на жопы, ой, простите, души благодарного читателя.
  10. So Much Life Left Over by Louis de Bernieres (A) — продолжение романа The Dust that Falls from Dreams. Любовь и Индия, самопожертвование и Британия, мильоны маленьких, но гордых человечков.
  11. Middle England by Jonathan Coe (A) — и еще один роман одного из моих любимых британцев. Джонатан Коу не отказал себе в (не)удовольствии иронично и прочувствованно написать про Брекзит, политкорректность и Бенджамина Троттера, которому удалось опубликовать хотя бы середину своей книги. Скоро, как я понимаю, выходит по-русски.
  12. A Dirty Job by Christopher Moore (A) — владелец магазина подержанных товаров Чарли Ашер жил себе своей скучной калифорнийской жизнью, как вдруг на него свалилась новая работа, которой он бы, ей-богу, предпочел старую.
  13. The Idiot by Elif Batuman — очень странный и при этом классный текст, который я рекомендовала бы читать по абзацу в день, потому что мне там с каждой красной строки видится чеховская пауза. Селин, американка турецкого происхождения, учится на первом курсе в Гарварде, читает учебник РКИ, обучает английскому испаноязычных иммигрантов, влюбляется в чувака из Венгрии и летом почти случайно оказывается в венгерской глуши, среди овец и устаревших разговорников. Очень похоже на смесь The Marriage Plot Евгенидиса с Борисом Вианом.
  14. Holy Cow by David Duchovny — Дэвид Духовны прекрасно представляет себе потенциальную роль коровы в современной поп-культуре, плюс.шутит замечательно, пусть и слегка недодумывает сюжет. Я не смотрела Секретные материалы, я могу быть объективной! Текст отличный, очень веселый и лингвистически милый.
  15. Morgan’s Passing by Anne Tyler — маленький человек в исполнении Энн Тайлер. Как один эксцентричный дядечка доврался (довоображал) до такой степени, что принял у девушки роды, а потом не придумал ничего лучше, как посвятить свою жизнь ее семье. Упс, а у него еще своя была, оказывается. Я очень люблю, как Тайлер прописывает мотивацию и прошлое своих героев. В этом случае я безусловно сопереживала Эмили, той самой девушке с родами, да так, что даже имя ее запомнила! Со мной это редко случается. Понравилось больше, чем “Случайный турист”, с которым ее часто сравнивают.
  16. Maestra by L.S. Hinton — слегка порнографичная, но ужасно жизненная история про девушку из Ливерпуля, получившую образование, пробившуюся в престижную профессию и все равно понимающую, что ей никогда не научиться так же естественно носить дорогие шмотки, как высокородная итальянская молодёжь.
  17. The Caves of Steel by Isaac Asimov (A) — опять благодаря своим студенткам, восполнила пробел в области классической фантастики. А что, мне понравилось. Особенно представлять вместо роботов другие группы населения, которых тоже, помнится, когда-то в Америке не пускали в супермаркеты для людей.
  18. “Лето Мари-Лу” Стефана Касты — очень летняя книжка для подростков. Дача, озеро, дружба, бутерброды. И девочка с капризным характером (но у нее есть норм причина).
  19. Moon Tiger by Penelope Lively — может показаться, что я только и читала, что воспоминания неизлечимо больных женщин о своей жизни, но это не так. В “Лунном тигре” героиня очень напоминает Агату Кристи — умом, горячностью, успешностью, феминизмом, скоростью, с которой она бросает свою дочь, — но лично мне не хватило в ней доброты и человечности, чтобы сопереживать хотя бы ее египетскому роману. Но написано очень хорошо, это правда.

Интермедия. Порция рассказов, все удивительно приличные:

  1. Goodbye, Columbus by Philip Roth — в память о великом мастере прочла его первый сборник. Ну, что сказать, Рот и правда был велик, мир его праху и стыд нобелевскому комитету.
  2. An Occurrence at Owl Creek Bridge by Ambrose Bierce — я поняла идею, но воплощение было длинноватым.
  3. Edgemont Drive by E.L. Doctorow — очень американская история о доме, вся целиком в прямой речи, с постоянной сменой перспективы. Хорошо прочесть вместо “Спортивного журналиста”, можно сэкономить кучу времени.
  4. The Furthest Station by Ben Aaronovitch (A) — Бен Ааронович дразнит читателя мини-эпизодами, но и на том спасибо, что уж. 
  5. Mirror Image by Isaac Asimov — наши знакомцы из The Caves of Steel играют в Холмса и Ватсона! Очень мило.
  6. A Paper Menagerie by Ken Liu — коротко и душещипательно о мультикультурализме и корнях, которые то теряю, то не теряю, то “прочтите мне матушкино письмо, я что-то забыл китайский”.
  7. Pentatonic: A Story of Music by Jonathan Coe — Джонатан Коу, видимо, очень любит музыку, но, на мой вкус, про политику у него получается лучше.
  8. Angela and the Baby Jesus by Frank McCourt — надеюсь, Маккорта я уже достаточно нарекламировала. В этом небольшом рождественском рассказе малютка Анджела решает утащить из колыбели гипсового младенчика Иисуса, “потому что ему холодно”. Сразу вспомнилась великая сцена про цыган и Bebby Jesus у Робертсона Дэвиса в Корнишской трилогии.

Поехали дальше. Книжки, которые вроде бы и ничего, но э-э-э:

  1. Engleby by Sebastian Faulks — пацан почти на слабо попал в “один старинный университет”, думал, там будет полегче, чем в закрытой школе для мальчиков. Наивный! Пришлось отыгрываться на однокурсницах. Чем больше читаю таких романов, тем больше поражаюсь, почему эти пансионы еще не запретили как класс. Очень классно в начале и очень скомкано в конце.
  2. Stephen Florida by Gabe Habash (A) — пацан попал в не очень старинный университет по рестлерской стипендии и радостно мочил там всех подряд. Сначала было очень азартно, потом парень влюбился и ебанулся. Но написано все равно бодро.
  3. Where Angels Fear to Tread by E.M. Forster (A) — еще один случай, когда было хорошо, а потом все ебанулись. Начиналось как классическая английская история про вздернутые носы и девицу без приличных манер, закончилось каким-то макабром. Боже, зачем.
  4. Look at Me by Jennifer Egan — Дженнифер Иган думала, что у нее получится написать интеллектуальный триллер про девушку-модель, которая после аварии сделала себе новое лицо, еще красивее, познакомилась с, кажется, террористом из Средней Азии и поехала раздавать долги всем своим злопыхателям из модной индустрии. Индюк тоже думал, как говорит моя мама.
  5. The Invisible Circus by Jennifer Egan — еще одна красивая девушка бросила семью и уехала к террористам, а сестра за нее отдувается. 
  6. Lamb by Bonnie Nadzam — одна некрасивая девочка тоже бросила все и уехала с Гумбертом Гумбертом в отдаленную сельскую местность. На полдороги одумалась, но было уже поздно. Не люблю романы про стокгольмский синдром.
  7. Anything is Possible by Elizabeth Strout — очень красивая обложка с сумерками и хороший рассказ про старушку в Италии, а в целом, как говорят школьные учителя, «ты можешь лучше».
  8. Crudo by Olivia Lang (A) — люблю, когда литература побуждает меня узнавать что-то новое. Например, узнала о существовании Кэти Экер, “самой важной плохой писательницы восьмидесятых”. Ну ок.
  9. Brooklyn by Colm Toibin (A) — процитирую из твиттера: “Я однажды пришла домой, дай думаю поужинаю. Открываю холодильник — а там мясо, овощи, все как надо. Приготовила, значит, поела. Сижу, думаю, надо помыть посуду. А под раковиной мусорное ведро. Взяла, пошла выносить, прихожу домой — и ставлю под раковину!”. И так 262 страницы.
  10. Pachinko by Min Jin Lee — сначала было очень интересно с культурологической и исторической точки зрения — начало века, межнациональная дискриминация, замуж без приданого не возьмут, — а потом началась какая-то Санта-Хиросима.
  11. “Ключ” Дзюнъитиро Танидзаки — я еще прочту про снег, но тут, конечно, “Вегетарианка” отдыхает.
  12. “Время свинга” Зэди Смит — подумала, вдруг Макс Немцов подружит меня с Зэди Смит? Нет, те же мультикультурные яйца, только в профиль.
  13. “Самая легкая лодка в мире” Юрия Коваля — ненавижу природу.
  14. Bridget Jones’s Baby: the Diaries by Helen Fielding — удивительный эффект: я даже не помню, родила она там в итоге или нет.
  15. Six Wakes by Mur Lafferty — шесть клонов на космическом корабле просыпаются в кровище и угаре и пытаются разобраться, кто первый начал.
  16. 22 Dead Little Bodies by Stuart MacBride — Логан Макрей расследует смерть попугайчиков. Не страшно и без расчлененки!
  17. The Shock of the Fall by Nathan Filer (A) — мальчик-шизофреник случайно убил своего еще более болезного брата и теперь страдает.
  18. Mio fratello rincorre i dinosauri by Giacomo Mazzariol (A) — мальчик-не-шизофреник помогает своему более болезному брату выживать в любой ситуации. 
  19. “Между богом и мной все кончено” Катарины Масетти — тут тоже кто-то умер, а другие страдают. Неожиданно.

Раз уж заговорили о страдающих подростках, перерыв на янг-эдалт:

  1. Bone Gap by Laura Ruby — магический реализм здорового подростка, то есть ладно я людей не узнаю, но что делать с говорящей рожью?
  2. To All the Boys I’ve loved Before by Jenny Han — снова плоды студенческого просвещения. Девушка не может определиться, в кого она влюблена — в парня старшей сестры, в главного красавчика школы или вон в того задрота, который отличался способностями к естественным наукам еще в первом классе? Примечательно, что все вышеупомянутые и многие другие так и рвутся с ней встречаться, хотя Лара Джин, будем честными, с неба звезд не хватает ни по одному критерию, ну и вообще какая-то не настоящая. Есть еще фильм, по неведомым мне обстоятельствам дико популярный, так там героиню как раз играет вот такая же искусственная кукла с накладными ресницами.
  3. P.S. I Still Love You by Jenny Han — я ругалась на первую часть, но честно прочла следующие две. Лара Джин наконец решила, кто ее главная любовь, осталось только подписать брачный контракт.
  4. Always and Forever, Lara Jean by Jenny Han — Лара Джин выбирает, что главнее — ее миленький бойфренд или университет. По неестественности побеждает даже “Школу в Ласковой Долине”!
  5. Struck by Lightning: the Carson Phillips Journal by Chris Colfer — еще один популярный умник решил, что он на волне своей славы может написать (и, что главное, продать) книжку. Видимо, к концу книжки у него наступил дедлайн, и повествование пришлось заканчивать натурально громом среди ясного неба.
  6. They Both Die at the End by Adam Silvera (A) — как говорит Настя, no need to be that stupid.
  7. The Female of the Species by Mindy McGinnis (A) — поняла, что вообще не помню сюжета. Пошла прочла аннотацию. Сюжет не вспомнился. Учитывая, что в центре повествования там должна быть идея, что изнасилование — это плохо, не очень-то автору удалось эту здравую мысль донести.
  8. Leah on the Offbeat by Becky Albertalli (A) — от автора “Саймона” ждали очередную нежную историю, получили говна на лопате, то есть на барабанной установке.

Чем дальше в лес, тем мрачнее:

  1. Idaho by Emily Ruskovich — мать семейства allegedly зарубила одну свою дочь топором, а другая сбежала в лес и не нашлась. Мать в тюрьме, отец в депрессии, юная героиня выходит за него замуж, чтобы немножко поддержать. Оказывается, что в этой семье с топором обращаться умеют все.
  2. Call Me by Your Name by Andre Aciman — ну бля, честно, я не знаю, как это можно читать на серьезных щах. «My Star of David, his Star of David, our two necks like one, two cut Jewish men joined together from time immemorial», што? Из интересных наблюдений: оказывается, признаком особо сильной любви можно считать разглядывание фекалий друг друга в унитазе. А ну-ка, признавайтесь, что, не любили вы ни разу, да?
  3. The Crossing Places by Elly Griffiths — тетка-археолог случайно расследует преступление многолетней давности, но так долго и мучительно, что уже динозавра бы уже успела какого-нибудь найти, а не тело задушенной девочки.
  4. Sal by Mick Kitson (A) — две девчонки сбегают от отчима-насильника и выживают на природе. См. пункт 84.
  5. Domina by L.S. Hinton — так, вроде дорогие шмотки носить научилась, самое время вспомнить суровое ливерпульское детство и немного попиздострадать на фоне швейцарских гор и русской мафии.
  6. Force of Nature by Jane Harper — в сложной экономической ситуации руководящие сотрудники большой компании плюс секретарша и ее жирная сестра вместо того, чтобы пойти в бар и тихо наебениться, пошли В ПОХОД, ну, и получили по заслугам, идиоты.
  7. You by Caroline Kepnes — не дразните продавцов в книжных магазинах, или история про скромного маньяка и девочку, которая вместо мессенджеров пользовалась ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТОЙ, ну, и получила по заслугам, идиотка.
  8. Transcription by Kate Atkinson (A) — в Кейт Аткинсон вселяется Кристин Ханна. Срочно зовите экзорциста.
  9. “Среди других” Джо Уолтон — книга, которая по всем параметрам должна была стать одной из моих любимых (чтение, феи, волшебный книжный мир), но не отозвалась никак. Я верю, что она хорошая, но мне не зашла. Возможно, какой-нибудь сюжет это дело бы исправил.
  10. “Калечина-Малечина” Евгении Некрасовой — (боже, как я устала писать этот список, кто-нибудь хотя бы досюда его дочитывает?!) девочке Кате тяжеловато. Пусть и тебе, читатель, будет нелегко. Добавить нечисти; не взбалтывать. Просто не мое.
  11. “Небо в алмазах” Юлии Яковлевой — я нежно люблю Юлию Яковлеву и все балетные подмигивания в ее “мирских” текстах, но в этот раз как-то совсем сумбурно.
  12. “Текст” Дмитрия Глуховского — суровая российская действительность наносит ответный удар.
  13. “Кто не спрятался” Яны Вагнер — «Маэстро, — холодно отозвался Оскар и поклонился. Поклонился! И всунул горстку прохладных хрупких пальчиков в Вадикову ладонь». ОЯЕ.
  14. “Не прощаюсь” Бориса Акунина — а ты-то давно попрощались, вот так казус.
  15. “Долина кукол” Жаклин Сьюзан — ужасная мелодраматика и истерика; я все понимаю, шоу-бизнес рушит жизни, но зачем же так орать.
  16. Billy Bathgate by E.L. Doctorow (A) — что-то про гангстеров и закатывание любимых друзей в бетон на фоне иссиня-синего ночного неба.
  17. How to Stop Time by Matt Haig (A) — любовь живет три года, а некоторые люди — сотнями лет. А хотелось бы наоборот!
  18. Barkskins by Annie Proulx (A) — что-то про миссионеров, лес и нравы коренного населения. Не The Son не разу, если вы вдруг подумали.
  19. The Overstory by Richard Powers (A) — а деревья-то нынче в моде! Тем более не повод писать про них семьсот страниц. Можно было бы из любви к природе обойтись хотя бы парой сотен.
  20. LaRose by Louise Erdrich — один коренной житель случайно подстрелил сына другого коренного жителя, и его жена не придумала ничего лучше, как отдать соседке своего пятилетнего пацана. Если вам давно хотелось настучать всем персонажам по башке, то это тот случай.
  21. Bitter Orange by Claire Fuller (A) — это самая. муторная. аудиокнига. в мире. Нет, я не знаю, что там происходит. Гипноз на уровне фантастики.
  22. The Rehearsal by Eleanor Catton — три раза подступала к дебютному роману Каттон, автора моих любимых “Светил”, но наконец сдалась. Это как Зэди Смит, только с музыкантами, студентами театральных вузов и извращенцами. Oh wait.

Прежде, чем мы спустимся в ад, давайте отвлечемся немного на детское. Книги совсем для малышей я, наверное, вынесу отдельным постом, потому что многие спрашивают. Здесь пока только то, что утешит взрослого и, на мой взгляд, подойдет для чтения с ребятами школьного возраста, хотя Хэрриота я с трехлетним читала:

  1. Harry Potter and the Philosopher’s Stone by JK Rowling (A) — “Harry Potter’s life is miserable”. Известно, что лучшее утешение для страдающего взрослого — это “Гарри Поттер”. В конце августа в моей жизни открылась небольшая взрослая бездна, и от постоянных стенаний меня спасали только трое друзей и Стивен Фрай.
  2. Harry Potter and the Chamber of Secrets by JK Rowling (A) — было славно перечитать про Дамблдора, смещенного с поста директора школы благодаря стараниям одного гадкого человека, запугавшего министров. «The greatest wizard of all times is Dumbledore!»; вся сила в студентах; просите помощи и получите; не забывайте четко формулировать запросы во вселенную; мерзавцы в конечном итоге получают клыком василиска в самое сердце.
  3. Harry Potter and the Prisoner of Azkaban by JK Rowling (A) — да, я не понимаю людей, которые гордятся, что не читали Гарри Поттера. Какой тут повод для гордости? Don’t let the muggles let you down — и верьте в своего патронуса, каким бы хилым он вам ни казался. (Продолжила бы слушать и дальше, но дела у Гарри стали значительно хуже моих, а у Сторитела закончился контракт с Pottermore — надеюсь, временно!)
  4. Stories for Boys Who Dare to be Different by Ben Brooks — книжку с картинками и историями про Джона Грина, Бетховена, Барака Обаму и Сергея Полунина не могла не ухватить в Shakespeare and Co. Истории могли бы быть и посодержательнее, но для начала неплохо.
  5. The Evolution of Calpurnia Tate by Jacqueline Kelly — вдохновение для девочек, которые не хотят превращаться в бесплатную уборщицу и кухарку. Идея замечательная, но в целом повествование оставило меня равнодушной. Разве что тронула сцена, где Кэлпурнии дарят книжку с названием Science… [спойлер].
  6. Fortunately, the Milk by Neil Gaiman (A) — Нил Гейман придумал часовую отговорку, почему он так долго ходил за молоком! Как сказал бы мой сын, “папа, ты жулик”.
  7. Because of Winn-Dixie by Kate DiCamillo — с помощью щеночка, подобранного у супермаркета, девочка выспрашивает у отца-священника подробности о матери, которая ее бросила. 
  8. Dragon’s Green by Scarlett Thomas — Скарлетт Томас написала детскую книжку, где маловато Нарнии и многовато религии. Но все равно нормально.
  9. A Boy Called Christmas by Matt Haig (A) — мне все понравилось, кроме того, что Николас довольно быстро стал круглым сиротой.
  10. “Джордж и тайны Вселенной” Люси и Стивена Хокинга — сюжет, конечно, колченогий, зато там есть девочка-соседка, увлекающаяся балетом.
  11. “В мастерской художника” Анастасии Игнатущенко — известные картины русских музеев и популярные вопросы, которые глядя на них задают дети. Не слишком информативно, но неплохо.
  12. “Одд и ледяные великаны” Нила Геймана — еще один пересказ древних северных сказаний в исполнении великого современного сказочника.
  13. “Маленькие истории о великих людях. Фрида Кало” — мне подсказывают, что вести детей с неокрепшей психикой на выставку Кало не стоит, но взрослым не помешает просветиться.
  14. “Взгляд кролика” Кэндзиро Хайтани — детский японский роман 1974 года, какой-то удивительно актуальный. В школу, расположенную около мусороперерабатывающего завода, приходит молодая и неопытная учительница «из семьи врача». Ребята в первом классе разные. Есть, например, такие, которые угрюмо мычат и любят только мух (зато знают о них больше, чем «доктора мушиных наук»; очень много не очень милых подробностей). Есть девочка, как бы сейчас сказали, «с особенностями», и самое замечательное — как ее особенности делают особенным весь класс. Есть дедушка угрюмого мальчика и целая глава про пафос корейско-японских отношений (слышишь, Мин Джин Ли, ОДНА ГЛАВА, а не роман). Многие детские книжки чересчур прямолинейны и дидактичны, а эта мне понравилась как раз своей камерностью и мягким, мягким призывом к милосердию и взаимопониманию. По-моему, очень по-японски.
  15. “В логове волка” Анны Старобинец — я знаю, тут нужно быть аккуратной. Я покупаю множество книг “на вырост” и “вдруг перестанут издавать”, и по многочисленным отзывам восторженных детей и родителей, конечно, купила новое издание детективов Анны Старобинец, с очень красивыми иллюстрациями. Но пока что я прочла только один детектив и нахожусь в замешательстве. Меня очень пугает тон сыщиков и бандитов, мне сложно читать диалоги, будто выписанные для “Улиц разбитых фонарей”. Все повествование для меня как взрослого — это жуткий и травмирующий опыт общения с российской действительностью, это “Текст”, замаскированный под детскую сказку. Я рада, если дети не считывают этих аллюзий, и я вижу талант писательницы, которая так аутентично изображает реальность. Но лично для себя я пока предпочту детские детективы про Великолепную Пятерку и Нэнси Дрю, которые от нашей действительности максимально далеки.
  16. Рассказы о животных Джеймса Хэрриота (иллюстрации Рут Браун и Питера Барретта) — в детстве я читала только Даррелла, да и то не была особенным его фанатом. У ребенка Хэрриот идет хорошо, ну и шикарные иллюстрации в этом издании “Махаона”. Меня очень тронули рассказы про молчаливую собачку и котенка на Рождество.
  17. “Динозавры. Научный комикс” — раз уж я о картинках. С графическими романами у меня сложно: не могу воспринимать текст совместно с иллюстрациями. Даже детские книги я либо пересказываю по картинкам, либо просто читаю, не отвлекаясь на изображения. Поэтому читать подписи к каждому кадру комикса для меня мучительно, особенно если это какой-то банальный диалог. Идеально, когда история либо понятна без слов, либо подписи содержат фактическую информацию. Комикс про динозавров в этом плане — идеальный. Узнали немного истории палеонтологии и выучили названия основных динозавров. Ура.
  18. “Дневник Анны Франк. Графическая версия” Ари Фольмана — нормальный баланс текста, который можно пропустить, и иллюстраций. Это точно отличная инвестиция “на вырост”.
  19. Анна с фермы “Зеленые крыши”. Графический роман”, адаптация Марии Мардсен — мне понравились сине-голубые, будто подернутые предрассветным туманом картинки (фу, ужасно звучит, но они правда такие, нежненькие), но текст я так и не смогла прочитать.
  20. “Пикассо” Жюли Бирман — ноуп, это не графическая биография Пикассо, а скорее история из жизни не очень счастливой натурщицы (очень, очень много страниц, sigh). Зато там есть Бато-Лавуар и та самая мастерская Пикассо, которую мы долго искали в Париже. Детям не показывайте, там много амур а-ля франсе в подробностях.

И в завершение нашего хит-парада — книги, на которые точно жалко деревьев! К счастью, их не так много:

  1. Macbeth by Jo Nesbe — короче, это хуже, чем переделка “Короля Лира” Сент-Обина. И, возможно, даже хуже продолжения трилогии Стига Ларссона, if you know what I mean.
  2. The Bees by Laline Paull — а это вообще хуже всего. Про природу, но рассказ служанки! Иисусе.
  3. The Last Mrs Parrish by Liv Constantine (A) — инструкция “как отбить богатого мужа у несчастной женщины, а потом за это поплатиться”. Очень, очень плохо. Почти так же плохо, как Behind Closed Doors, где, напоминаю, была тридцатилетняя никогда не пробовавшая виски англичанка. Главное, всем таким героиням почему-то нужна слабая здоровьем сестричка. Видимо, чтобы оттенять их собственную недоразвитость. Очень, очень плохо.
  4. “Книга Балтиморов” Жоэля Дикера — но бывает и хуже! Встречайте, зашквар и фейспалм года. Жоэль, ну дорогой, ты совсем что ли нас за дебилов держишь. Иди про природу что-нибудь напиши.

Аллилуйя! Счастливого нового читательского года. Пусть он будет менее насыщенным, но понажористей.


0 комментариев

Добавить комментарий